Добавлено: Вт Янв 14, 2014 5:58 pm Заголовок сообщения: Даниил Галицкий vs Александр Невский
Вот такая история. XIII век. Русь под игом Орды. Разорена. Народ бедствует. Государственность растаяла. Отдельные князья и т.п.
Князь Даниил Галицкий, не желая выносить все это, желая свержения ига и отчаявшись решить вопрос силами русских князей и их воинства, обращает свой взгляд на запад и ищет помощи у католиков, в том числе через унию и принятие от Папы королевской короны.
Князь Александр Невский, не желая выносить все это, но и не веря католикам (встречался с ними на поле боя и видел, как они умеют "помогать" народам, на чью территорию пришли), обращает свою политику в Орду. Задабривает, даже, может быть, лебезит. Даже "сдает своих" монголам, если чувствует угрозу этому хрупкому миру. При этом получает относительную внутреннюю самостоятельность и возможность созидания, ходя по краю, конечно.
В итоге, исторически, деятельность Даниила Галицкого не привела ни к каким последствиям в плане освобождения Руси силами западных орденов, никто русским бороться с Ордой помогать не стал.
Линия Александра Невского в итоге (не при его жизни) все ж таки привела к тому, что в определенный момент Русь набрала достаточно сил, чтобы начать сопротивление. Но репутационно он пострадал крайне.
Вы за кого? Какой подход выбрали бы, если бы решение нужно было принять вам, а третьего - не дано?
_________________ Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
Никто чего-то не отвечает...
Можно спросить, почему:
а) тема не интересна
б) мало информации и не понятна ее достоверность
в) ни один, ни другой вариант для вас не приемлем _________________ Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
Ой, не увидела, Александр Невский получил чей-то голос.
Чтобы подстегнуть интерес: тема навеяна статьей Петрушко в сборнике исследований ПСТГУ. Она в целом посвящена митрополиту Кириллу II, но я его не стала сюда впутывать, чтобы не проводить слишком явных аналогий. Скажу только, что каждый князь имел свою поддержку среди духовенства, митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II тоже занял одну из сторон.
И, наверное, третий путь все же был: тихо и по правде жить самому и делать свое дело, не решая судеб народов и государств. Такие князья тоже были, но в историю они не вошли: на переломах всегда находятся те, кто придерживается вышеупомянутых двух позиций, вокруг них и развиваются всегда события. И это из раза в раз повторяется в истории. _________________ Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
Мне близка линия Александра Невского, да и история расставила все на свои места. _________________ Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.
Гете "Фауст"
Ты не гордый? Кланяться язычникам монгольским - не претит?
Они мне свою веру не навязывали, а католики навязывали.
Отдавал я им деньги они уезжали и меня на тот момент все устраивало, т.к. я расчетлив и хитер, выждать момент было важно, а потом я снова на коне _________________ Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.
Гете "Фауст"
Владимир
Хитренький
А за Литургией хана-мусульманина или язычника как царя поминать - ничего? Смог бы? _________________ Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
А за Литургией хана-мусульманина или язычника как царя поминать - ничего? Смог бы?
А зачем его поминать за литургией? Да и царей еще не было, да и не уверен, что литургия была именно в таком виде как сейчас. _________________ Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.
Гете "Фауст"
А зачем его поминать за литургией? Да и царей еще не было, да и не уверен, что литургия была именно в таком виде как сейчас.
Поминовение властей было и тогда обязательным.
Понятно, что ханам не нужна была молитва христиан. Поминовение за богослужением было свидетельством того, что именно монголы признаются властью на русской земле. И они поминались в храмах тех князей, которые подчинялись монголам.
Также запрещалось любое оскорбление религиозных чувств монголов, будь они язычники или мусульмане. За оскорбление этих самых чувств разбирали человека по суставам, даже если он был князь. Монголы были зверьми, конечно, по сравнению с католиками.
Но монголы не капали на мозг и идеологию свою не навязывали, поэтому государственность могла формироваться в русле русской традиции, в том числе в плане собственной веры. Именно это выбирал Александр Невский, насколько я поняла ситуацию. _________________ Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
Но монголы не капали на мозг и идеологию свою не навязывали, поэтому государственность могла формироваться в русле русской традиции, в том числе в плане собственной веры. Именно это выбирал Александр Невский, насколько я поняла ситуацию.
Так и я об этом. _________________ Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.
Гете "Фауст"
А в позиции Даниила Галицкого совсем нет ничего достойного положительной оценки?
Не знаю, что хуже ересь или язычество.
Свержение ига хорошо, но поклонение папе и подвластность ему не лучше подвластности манголам. _________________ Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.
Гете "Фауст"
Свержение ига хорошо, но поклонение папе и подвластность ему не лучше подвластности манголам.
Я думаю, что, на самом деле, Даниила Галицкого тоже можно понять.
Приходят монголы, грабят, насилуют, убивают, уводят в плен, стирают с лица земли целые города (вместе с храмами, естественно), а в ответ на Литургии - "Спаси, Господи, нашу власть"? _________________ Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
Я думаю, что, на самом деле, Даниила Галицкого тоже можно понять.
Понять можно. Нам легче рассуждать и анализировать в тепле и на сытый желудок, а в военное время мы вообще могли бы растеряться. _________________ Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.
Гете "Фауст"
Нам легче рассуждать и анализировать в тепле и на сытый желудок, а в военное время мы вообще могли бы растеряться.
Мне кажется, что из поколения в поколение разыгрываются одни и те же драмы. Только с разным антуражем. И нам сейчас и в своей личной жизни, и в общественной приходится делать тот же выбор.
Даниил Галицкий - это юго-западные русские земли. Он видел ужасы монгольского ига и тот порядок, который царит в католических странах. Александр Невский - это север Руси. Ему гораздо меньше доставалось от монголов, зато он видел в 1240 и 1242 коварство католических захватчиков. Поэтому их выбор, помимо нравственного, во многом обусловлен разным жизненным опытом. Но они же знали друг о друге, были не согласны с политикой друг друга, и им приходилось не только о свержении ига думать, но и о парализации планов соперника? _________________ Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах