Добавлено: Пн Фев 03, 2014 4:13 pm Заголовок сообщения: Сознательное участие верующих в Богослужении
Полезно было бы обсудить отношение верующих к богатым богослужебным традициям нашей Церкви и ее гимнографическому наследию. А также вообще различные аспекты церковной молитвы в современных традициях, имеющиеся недостатки и сложности в этом вопросе.
1) В каком формате будет обсуждение?
2) Вопрос отношения к богослужению и молитве вы относите к главному или второстепенному? _________________ Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
отношение верующих к богатым богослужебным традициям нашей Церкви и ее гимнографическому наследию
Ну, мне, например, очень нравится просто брать богослужебные книги и читать (особенно творения Иоанн Дамаскина). Например, ту же Постную Триодь хорошо почитать. Там очень красивые каноны. А вот на самом богослужении, конечно, всё понять невозможно. Иногда трудно вообще что-то разобрать - из-за особенностей акустики храма, речевых особенностей чтецов и хора, посторонних шумов и т.п. Тем не менее, оба эти способа вполне, на мой взгляд, мирно уживаются друг с другом. _________________ Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...
Дмитрий
Давайте вопрос тогда.
Только чур такой, на который вы сами ответ либо не знаете, либо не уверены. Чтобы у нас было реальное обсуждение, а не диалог "учитель-ученик", ок? _________________ Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
Ну, мне, например, очень нравится просто брать богослужебные книги и читать (особенно творения Иоанн Дамаскина).
У меня вот так знакомиться с богослужебными текстами и текстами Писания получается только постом, когда настрой особый. И то не каждый раз. В остальное время степень восприимчивости слишком низкая. _________________ Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
Да, мимоходом это сделать не получится. Нужна тишина какая-то, что бывает крайне редко в наших условиях... Если только после двенадцати ночи... _________________ Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...
Давайте вопрос тогда.
Только чур такой, на который вы сами ответ либо не знаете, либо не уверены. Чтобы у нас было реальное обсуждение, а не диалог "учитель-ученик", ок?
_________________
Договорились!
Вопрос необходимости адаптации церковнославянских богослужебных текстов в разумных пределах к стилистике русского языка. Вопрос спорный. Замечу, что речь не идет о переводе на русский язык, а всего лишь об исправлении ошибок и адаптации ограниченного числа слов и словосочетаний для более ясного понимая смысла текстов.
Вопрос спорный. И однозначного ответа нет. И мнений много по этому поводу.
Вот мое мнение, в котором как и обещал не уверен, но оно составляет мое понимание указанного вопроса тем не менее.
Богослужебные книги на церковнославянском языке исправлялись регулярно, вплоть до начала Синодального периода в истории Русской Церкви. Причем если не считать старообрядческого раскола до него эти исправления проходили совершенно безболезненно. Прежде всего целью было развитие богослужебного языка параллельно с гражданским. Цель была одна - дать людям возможность понимать и сознательно участвовать в богослужении. Если бы Кирилл и Мефодий переводили книги в наше время - то очевидно что они перевели бы книги на современный язык. Я бываю за рубежом и даже в наших русских приходах заграницей служат часто на национальных языках и не страдает никакая богодухновенность богослужения. А церковнославянский язык, котррый боятся править из-за его "богодухновенности" (так говорят мои оппоненты) устарел и содержит много ошибок. Не является ли он тем о чем говорил Христос в адрес фарисеев, налагающих бремена неудобоносимые на народ.
Требовать от прихожан знать богослужебный язык в полном объеме - невыполнимо категорически. Более того многие священники и чтецы с певцами тем паче не могут переводить элементарные вещи.
Но сомнения всегда есть...
По-моему, мы где-то уже обсуждали этот вопрос...
Если кратко, то я сторонник исправления богослужебных текстов, но в смысле исправления ошибок, неточностей, "тяжелостей" и т.п. Убеждён, что богослужебным языком должен остаться церковнославянский - нам он совсем не чужой, это не латынь. А вот подправить именно в рамках церковнославянского многое можно и даже нужно.
Вы серьёзно думаете, что введение русского языка увеличит сознательность? По-моему, это только спровоцирует новый раскол. Людям, которые давно в Церкви, церковнославянский близок и понятен. Тех, кто только приходит, смущают и отталкивают совершенно другие вещи. Для того, чтобы богослужение было понятнее, нужна катехизация, даже катехизаторские богослужения с объяснением того, что происходит в храме, но никак не замена замечательного и возвышенного языка молитвы современным вариантом русского. _________________ Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...
Я не говорю о переводе на русский язык. А только об адаптации.
Например. Евангелие утрени Рождества Христова Мф.2зач.
Если заменить церковнославянское слово "тай" на слово "тайно" стили тика не изменится, зато целое предложение станет гораздо яснее в том числе для тех кто впервые слышит этот текст. Ну а смысл само собой остается.
Понятно что тупой перевод справоцирует разброд в средн мирян и это не на пользу ни делу ни Церкви.
В предшествующем рассуждении я лишь хотел указать на то что богодухновенность цс языка под вопросом.
Согласен. А что Вы думаете по поводу обязательной исповеди перед каждым Причастием? _________________ Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...
даже катехизаторские богослужения с объяснением того, что происходит в храме
Были попытки сделать, но увы, не благословили. _________________ Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.
Гете "Фауст"
А что Вы думаете по поводу обязательной исповеди перед каждым Причастием?
Совершенно однозначно что исповедь и причастие два различных таинства, которые хоть и не исключают друг друга, но в то же время их смысловое значение различно. Обратимся к истории русской традиции исповеди перед каждым причащением. Мы знаем что наши "благочестивые предки" в дореволюционное время причащались как правило раз-два в году. Это достоверный факт (не будем чтобы лишний раз не расстраиваться вспоминать про справки о причащении из духовной консистории которые нужно было сдавать на работу). При таком подходе конечно было бы неразумным приступать к соединению со Христом в таинстве Евхаристии предварительно не очистив свою совесть. Сейчас все изменилось. Люди начинают сознавать что поскольку единение со Христом необходимо человеку постоянно, к таинству причащения стоит приступать чаще.
Маленькое отступление. Мое сугубо личное мнение что ни один священник не имеет права сказать "без исповеди причащаться нельзя" или что-то подобное. Каноническое право не знает ни одного правила которое бы определяло таинство исповеди как непременное условие участия в таинстве причащение. Поэтому с уверенностью можно сказать что отказ от причащения без исповеди категорически противоречит как церковным канонам так и здравому смыслу.
Мое видение таково. Исповедь должна быть не причиной, которая определяет готовность или достоинство причастника. а должна быть СЛЕДСТВИЕМ желания христианина приминать Христа в таинстве Евхаристии с чистой совестью. Но ни в коем случае не должна быть правилом.
Не говорб уже о том что такая традиция присутствует только в Русской Церкви. Ни одна из церквей мирового православия не придумывает подобных правил для своих прихожан.
А как следствие - печально но факт, такая формальная исповедь перед причащением разучила людей исповедоваться. Об этом свидетельствуют многие священники, которые много исповедуют. Например - человек приходит на исповедь и говорит - "согрешил мыслями, словом, делом, осуждением, раздражением и т.п.". Строго говоря такую исповедь нельзя принимать, потому что исповедь предполагает не перечисление стандартного набора страстей присутствующих в разной мере у каждого человека, а конкретные грехи вину за которые перед Богом искренне сознает человек и в которых раскаивается.
tamb писал(а):
даже катехизаторские богослужения с объяснением того, что происходит в храме
Были попытки сделать, но увы, не благословили.
Это к вопросу о том, что как это не печально, но механизмы миссионерского служения церкви очень неконструктивны, либо практически отсутствуют.
Служение миссионерских Литургий например было бы добрым началом для тех кто желает ближе познакомиться с красотой и глубиной православного богослужения.
С интересом слежу за работой комиссии межсоборного причутствия по организации церковной миссии. Надеюсь что Святейший Патриарх примет к сведению ее работу, где есть некоторые разумные предложения в этом напрвлении.
Это к вопросу о том, что как это не печально, но механизмы миссионерского служения церкви очень неконструктивны, либо практически отсутствуют.
Как не печально, но факт.
Дмитрий писал(а):
Надеюсь что Святейший Патриарх примет к сведению ее работу, где есть некоторые разумные предложения в этом напрвлении.
Проблема мне видится не в обращении внимания, а в исполнении, особенно на местах. _________________ Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.
Гете "Фауст"
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах