Добавлено: Пт Янв 18, 2013 5:07 pm Заголовок сообщения: Страшная сила слова
В 1940 году Михаил Лермонтов пишет, по сути, страшное стихотворение:
"За всё, за всё тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слёз, отраву поцелуя?
За месть врагов и клевету друзей,
За жар души, растраченный в пустыне,
За всё, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил".
А буквально через год погибает на дуэли. Может сложиться ощущение, что он бросает вызов Творцу, и - получает то, о чём "просит" в стихотворении...
_________________ Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...
Добавлено: Вс Янв 20, 2013 12:04 am Заголовок сообщения:
Согласна, слово имеет огромную силу, иногда и страшную.
Только все-таки вызова Творцу я тут не вижу. Дерзновение, может, даже дерзость. Но в личных отношениях с Богом бывают разные тона. Вызовом был бы выход из подчинения Богу и самовольное распоряжение своей жизнью, а не просьба о смерти. _________________ Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
Добавлено: Вс Янв 20, 2013 12:06 am Заголовок сообщения:
А разве дуэль - это не попытка самоубийства, пусть несколько завуалированная ритуалами? Причём попытка, отягощённая возможностью убить другого человека. _________________ Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...
Добавлено: Вс Янв 20, 2013 12:11 am Заголовок сообщения:
Ну так мы не о дуэли говорим, а о стихотворении.
В стихе есть желание умереть и просьба об этом к Богу.
Не могла ли дуэль быть воспринята Лермонтовым как ответ Бога на свою просьбу? И не могла ли дуэль быть на самом деле таким ответом? _________________ Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
Добавлено: Вс Янв 20, 2013 12:14 am Заголовок сообщения:
Wife писал(а):
В стихе есть желание умереть и просьба об этом к Богу.
Лично я тут вижу некий вызов Богу. Подобный тому, что говорили первые люди после грехопадения. Адам говорил - вот, жена, которую Ты мне дал, она меня соблазнила... Ева - вот, змей соблазнил... Можно сравнить с подобным довольно грустным размышлением А. С. Пушкина: "Дар напрасный, дар случайный". Вот у Пушкина - скорее вопросы, размышления. У Лермонтова - скорее ропот. Это не только в этом стихотворении, это во всём творчестве так. _________________ Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...
Не возьмусь судить Лермонтова, даже по его стихам. Для меня он в чем-то очень близок Баратынскому, по внутреннему миру. Баратынский еще более неотмирный, конечно. Но в общем-то похожи они. Только Баратынский нашел себя в семье. А Лермонтову так не посчастливилось. Внутреннее неприятие той атмосферы света, в которой он вращался, и породило такой настрой. Для души идеалистической это действительно было тяжело.
Добавлено: Ср Янв 23, 2013 12:25 am Заголовок сообщения:
Wife писал(а):
Не возьмусь судить Лермонтова, даже по его стихам.
Так я не то чтобы судить, а так, с позиции культуролога... Вот что профессор М. М. Дунаев по этому поводу пишет:
"И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка...
(1840)
Это пострашнее пушкинского "Дар напрасный...". Лермонтов опускается до крайних глубин безверия. И не просто бездумного безверия, которое легко переносится его носителями, но безверия, сознаваемого в отчаянии. Для Пушкина жизнь всё-таки дар, пусть и отвергаемый им в какой-то момент. Для Лермонтова — шутка. Но кто может так шутить? Только Тот, Кто эту жизнь создал. "Пустая и глупая шутка" — это кощунственный вызов Создателю.
Но Лермонтов и на этом не останавливается: он вдруг обращается к Творцу с "молитвой", напитанной ядом насмешки, с прошением, где избыточно ощущается злобное неприятие воли Его:
"Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне
Недолго я ещё благодарил".
(1840)
"В основу стихотворения положена мысль, что Бог является источником мирового зла", — пишет в комментарии к стихотворению И.Л. Андроников, цитируя затем вывод иного исследователя (Б. Бухштаба): "Основной тон стихотворения —- ирония над прославлением "благости Господней": всё стихотворение как бы пародирует благодарственную молитву за премудрое и благое устроение мира"". _________________ Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...
Стихи - они на то и стихи, чтобы пойманное поэтом чувство не имело прозаического выражения.
Прозаическое их переложение - всегда включает внутренний мир перелагающего.
И я, читая Лермонтова, не увидела в нем безверия и вызова Создателю, а только глубокое несчастье и одиночество, наложенные на особенности характера. Да, у него нет на все случаи жизни "Слава Богу за все". А нужно ли оно? Поэт обладает особым зрением, он видит и облекает мыслью то, что большая часть людей пропускает. Что-то выливается в слова. Что-то дошло до нас. Мир вокруг полон бед. Если человек несчастлив, зачем ему жизнь? _________________ Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
Добавлено: Пн Фев 11, 2013 11:37 am Заголовок сообщения:
Wife писал(а):
у него нет на все случаи жизни "Слава Богу за все". А нужно ли оно?
Наверное, не нужно. И всё-таки, на мой взгляд, существует значительная разница именно в восприятии всего окружающего А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым. При том, что у первого восприятие светлое, а у второго - мрачное. Как бы там ни было, их творчество всё равно сравнивают, поэтому такое заключение, на мой взгляд, имеет право на существование. _________________ Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...
Я бы не сказала, что у Пушкина восприятие светлое, а Лермонтова - мрачное. Я бы сказала, что у Пушкина - оно легкое: порой светлое, порой темное, но всегда легкое, летящее и даже мимолетное. У Лермонтова - всегда тяжелое, глубокое, и потому трагичное. Даже то, что можно было бы и не драматизировать, он переживал глубоко и долго. Это разные натуры, разные характеры, но степень христианских убеждений мерять на основании этого и умалять религиозность Лермонтова, ставить ему в вину вызов Богу я бы не стала. _________________ Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах