Добавлено: Сб Янв 12, 2013 12:24 am Заголовок сообщения: Сидение в храме: возможно ли и когда именно?
Все мы до такой степени привыкли, что во время Литургии прихожане стоят, что практику католиков считаем едва ли не еретической и не можем себе даже представить, что здоровый человек может сидеть во время службы.
А между тем, традиция обязательного стояния во время богослужения - это вынужденная мера, связанная с нехваткой места в храме, возникшая не так давно, и только. В действительности, Типикон не раз говорит о стоянии или сидении во время службы.
А термины "кафизмы", "седальны", возглас "Прости!" говорят сами за себя. Стасидии в греческих монастырях - тоже штука древняя...
В общем, казалось бы, нет никаких проблем с тем, чтобы возобновить практику сидения на богослужении, не считая, конечно, инерции "ревнителей". На практике же - в большинстве храмов скамеек не хватает даже для старушек...
Итак, кто что думает по поводу сидения в храме?
_________________ Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...
Добавлено: Вс Янв 13, 2013 12:46 am Заголовок сообщения:
Я думаю, что в городских храмах и сейчас ставить большое количество скамеек негде. Были на Рождество в Скорбященской - чуть не задохнулись. Много народа просто вокруг храма гуляло за неимением возможности войти. Так что тема свободного пространства - тема актуальная.
А в будни, на мой взгляд, скамеек в любом храме хватает. Бабушки обычно стоят около них и присаживаются по возможности. Для прихожан это не проблема.
А для тех, кто заходит изредка, мне кажется, в стоянии есть какая-то психологическая составляющая. Поскольку службу они не понимают, то их подвиг, их жертва заключается в "выстаивании" службы. Они боятся присесть не потому, что не положено, а потому, что в удобном пребывании в храме не чувствуют себя в чем-то ущемляемыми. Такую позицию можно критиковать с точки зрения богословия и т.п., но она, на мой взгляд, имеет место быть: в бытовом понимании это внутренняя потребность ущемить себя ради Бога, и это тоже жертва, и, возможно, Господь принимает ее как две лепты вдовицы.
Для тех же, кто понимает ход службы и не является бабушкой, обычно, не составляет труда стоять. Мне кажется, что моменты сидения/стояния актуальны для монастырских уставных богослужений. У нас Литургия укладывается в полтора часа, все-таки, не такое большое время, чтобы успеть устать.
Поэтому, мне кажется, скамейки в храмах вряд ли будут приняты у нас в перспективе ближайшей. _________________ Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
Я думаю, что в городских храмах и сейчас ставить большое количество скамеек негде.
Да, есть такое.
Wife писал(а):
Были на Рождество в Скорбященской - чуть не задохнулись.
Так Вы же и 5-го января были, народу было не то чтобы мало, но не битком!
Wife писал(а):
Для тех же, кто понимает ход службы и не является бабушкой, обычно, не составляет труда стоять.
По-разному бывает. Помню, как участвовал в богослужении в ночь с Великой Пятницы на Великую Субботу в Казанском монастыре - служба шла около восьми часов, и в конце уже трудно было что-то воспринимать, хотелось просто упасть где-нибудь. _________________ Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...
Были на Рождество в Скорбященской - чуть не задохнулись.
У нас не особо много кстати народу было. В прошлом году больше, мне кажется.
Wife писал(а):
Много народа просто вокруг храма гуляло за неимением возможности войти.
Эту проблему решает, от части акустика, пока не выключили свет и мы в полной темноте, при свечах совершали всенощное бдение. _________________ Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.
Гете "Фауст"
А вообще, в алтаре совершенно по-другому воспринимается богослужение. Время пролетает очень быстро, или вообще не существует. _________________ Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...
Особенно если ты его читаешь сам _________________ Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.
Гете "Фауст"
Так Вы же и 5-го января были, народу было не то чтобы мало, но не битком!
Странно, я разве где-то об этом писала?
tamb писал(а):
Wife писал(а):
Для тех же, кто понимает ход службы и не является бабушкой, обычно, не составляет труда стоять.
По-разному бывает. Помню, как участвовал в богослужении в ночь с Великой Пятницы на Великую Субботу в Казанском монастыре - служба шла около восьми часов, и в конце уже трудно было что-то воспринимать, хотелось просто упасть где-нибудь.
Были на Рождество в Скорбященской - чуть не задохнулись.
У нас не особо много кстати народу было. В прошлом году больше, мне кажется.
Wife писал(а):
Много народа просто вокруг храма гуляло за неимением возможности войти.
Эту проблему решает, от части акустика, пока не выключили свет и мы в полной темноте, при свечах совершали всенощное бдение.
В Скорбященской около алтаря было терпимо, но чем ближе к выходу - тем плотнее толпа. Так что у входа буквально стеной уже стоял народ. Я не представляю, как в таких условиях можно молиться.
По поводу света - слышала эту историю от одной вашей прихожанки.
В этом что-то есть особенное, да? Всенощная при свечах. Особая атмосфера, наверное?
Вообще, по поводу сидения в храме, жизнь церковная сама находит какие-то выходы из сложных ситуаций. И мне кажется, что на нынешних Литургиях сидение во многом заменяют коленопреклонные молитвы. Конечно, стоять на коленях - совсем не то же самое, что сидеть. Но такая форма вроде как и помогает сменить положение и снять физическое напряжение, и в то же время согласуется с современным пониманием благочестивого поведения в храме.
Причем я помню время, когда батюшки объясняли, что по праздникам и воскресным дням на колени-то не становятся, но это так и не прижилось. Отчасти потому, что народ инстинктивно становится на колени в некоторые моменты службы, не может просто стоять от избытка религиозного благоговения. Отчасти потому, что это именно физическая разгрузка. _________________ Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
Нет. Но мы с женой причащались в этот день в Скорбященой и видели Вас с детьми. _________________ Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...
Я однажды присутствовал на ночной службе в Оптиной, точнее, в скиту, в ночь перед праздником Преподобного - началу службу где-то в два часа ночи. Горели только свечи, и то мало. Пели знаменным распевом (или демественным, не могу сказать точно, но фактически получалось два голоса - хора и солиста). Служили Всенощную, затем Литургию. Конечно, потрясающие были впечатления. Но всё равно было непросто, многие просто заснули - кто на полу, кто на лавочке... _________________ Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...
Добавлено: Вт Янв 22, 2013 10:36 am Заголовок сообщения:
Wife писал(а):
А я вас даже в лицо не знаю: мимо пройду при встрече и не буду знать, что это вы.
Да, вот так вот!
Это что, вчера приезжал на похороны бабушки мой двоюродный брат, так ему вообще запрещено в социальных сетях участвовать! _________________ Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах