Как много букофф вы написали!
Да, это все верно, но идеально. Вы правильно отметили, что, если обратиться к истории, высокие критерии пастырства часто вступали в противоречие с реальными жизненными обстоятельствами.
Однако наиболее приближенные критерии современного истинного пастыря, на мой взгляд, у митрополита Антония (Храповицкого). Он перечислил главное: живое знание Божественного учения (а не сухое знание буквы закона), любовь и сострадание. Но думаю, что это такие качества, которые приходят не сразу, и пастырю приходится самому учится знанию человеческой природы.
_________________ Не будите во мне зверя - хомячок и так устал!
А вот рассудительность и скромность, по-моему, качества, которыми могут обладать даже молодые священники, что даст им возможность, несмотря на отсутствие жизненного опыта и других даров, которые можно стяжать только со временем, стать достойными пастырями, которые принесут много пользы своим прихожанам, Церкви и соответственно себе. _________________ Не будите во мне зверя - хомячок и так устал!
Ну так я же предупреждал про академизм! Это небольшая выдержка из книги, о которой я писал.
А свою позицию я уже высказал: главное - это любовь, к Богу и людям. Без этого всё прочее - ничто. _________________ Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...
Добавлено: Чт Окт 24, 2013 11:14 am Заголовок сообщения:
tamb писал(а):
[
А свою позицию я уже высказал: главное - это любовь, к Богу и людям. Без этого всё прочее - ничто.
Да, с этим согласна на все сто! Для меня любовь - это критерий любого подвига: если любви нет, то все эти нагромождения поста, молитвы и прочего ничто, и подвижник без любви к людям вызывает у меня неприятие, я ему не верю и стараюсь держаться подальше.
Другое дело, что любовь к людям, это, мне кажется, не путь, не способ, а уже результат, который дается Господом в награду. Понимаете, о чем я? То есть какие-то вещи зависят от нас, какие-то от Бога. Мы можем заставлять себя молиться, но не в нашей власти заставить себя молиться искренно, от всего сердца, чтобы не замечать ничего вокруг. Мы можем заставиться себя помогать людям или относиться к ним снисходительно, но мы не можем заставиться себя искренно полюбить их. Мы можем заниматься саморефлексией, рассуждать о том, что мы, конечно, бываем несправедливы, неидеальны, но мы не можем почувствовать искренно наше недостоинство и нашу греховность, понять, что вся наша жизнь - это сплошное оскорбление Бога. Даже если сознание собственного несовершенства достаточно сильно, в глубине души, на самом подсознательном уровне мы думаем: "Ну я все-таки не Чекатило, не Влад Дракула и не маркиз де Сад. Я не так уж плох".
Поэтому любовь для меня - это результат, это уже венец, а рассуждение и скромность, которая для меня опять-таки является следствием рассуждения, - это способы его достижения, обязательный атрибут любого подвига: физического или духовного.
Поэтому, раз речь зашла о том, каким я вижу современное духовенство, среди которого молодые и старые, высокообразованные и простецы, жители больших городов и сельской глубинки, то считаю, общее, что у всех у них должно быть, - это дар рассуждения. Потому что ошибки пастыря, который еще не успел стяжать дар истинной любви к людям, тяжело ложатся на их паству.
katalena3
Кать, ну вот ты сама называешь рассуждение даром. Также как и любовь - это дар. Глубоко убеждена, что некоторые люди им не обладают и с опытом к ним это не приходит, а если они и рассуждают, то часто заблуждаются.
ИМХО, мудрость и рассуждение - это то, что даруется Богом по милости либо за заслуги. И если выделять именно эти качества в священнике как ключевые, то нужно признать, что человеку они не присущи и что священник, в целом, не в силах повлиять решающим образом на их наличие, а значит, и плодотворность их служения в этом ключевом для тебя моменте от них самих не зависит. Ты согласна с этим? _________________ Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
Добавлено: Пт Окт 25, 2013 11:20 am Заголовок сообщения:
Все в нашей жизни дар: способность ходить, способность видеть, способность слышать и так далее. То, что большинство людей ими обладают от рождения, не факт, что они им принадлежат по праву, и это не их заслуга.
Но если одни дары могут даваться человеку от рождения, то другие даются с течением времени. Так вот, рассуждение скорее относится к первому, а любовь - ко второму. Точнее рассуждение, если оно есть, с течением времени будет меняться: сначала оно будет более мирским, затем, если священник будет об этом просить, а Господь пошлет ему, более духовным. Конечно, оно не гарантирует пастыря от ошибок, но в любом случае не даст закоснеть ему в сознании собственной непогрешимости, в то время как аскетизм может для некоторых подвизающихся создать благоприятные условия для укоренения в мысли о своей избранности и духовном совершенстве, своем непререкаемом авторитете и правоте (что мне уже приходилось видеть не раз и не два), а также в нетерпимом отношении к этим "греховодникам-мирянам", которые живут своим умом, не хотят нести монашеские подвиги в миру и отдать свою волю подобному "младостарцу".
Конечно, любая добродетель имеет обратную сторону, и рассудительность может превратиться в мудроствование. Поэтому, конечно, оно должно сочетаться с взращиванием других добродетелей. И обязательно пастырь должен сверяться со Святым Евангелием и с учением Святых Отцов. Меня, например, настораживают некоторые современные книги, где батюшки излагают свои взгляды на современные проблемы, дают советы и рекомендации, но при этом я не нахожу не единой евангельской цитаты. _________________ Не будите во мне зверя - хомячок и так устал!
Добавлено: Пт Окт 25, 2013 11:22 am Заголовок сообщения:
Поэтому повторю цитату митрополит Антония (Храповицкого) из сообщения уважаемого tamb: "качества идеального пастыря:
«1) знание Божественного учения и установлений церковных не в сухо догматическом изложении, но со стороны духовного врачевания, в них содержащегося;
2) знание человека в его борьбе между добром и злом;
3) способность к сострадательной любви;
4) Если к этому присоединилось: знание человеческих заблуждений общественных и ложно-научных, т.е. знание жизни и науки опять же не только со стороны фактической, но именно со стороны их заманчивости для современных характеров, а равно и их влияния на нравственную жизнь человека, - то мы получим образ совершенного пастыря» (Из книги “Учение о Пастыре, Пастырстве и Исповеди” Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого)". Так, как это должно быть в идеале. _________________ Не будите во мне зверя - хомячок и так устал!
Добавлено: Пт Окт 25, 2013 11:23 am Заголовок сообщения:
Wife писал(а):
[Глубоко убеждена, что некоторые люди им не обладают и с опытом к ним это не приходит, а если они и рассуждают, то часто заблуждаются.
А я и не утверждаю, что священником может быть любой человек. Некоторым священство противопоказано в принципе, на мой взгляд. _________________ Не будите во мне зверя - хомячок и так устал!
У нас с тобой коренное расхождение в понимании мудрости.
То, о чем ты говоришь - для меня мудрость только в мирском понимании. Да, она частично дается от рождения и, если все благополучно, с годами развивается.
Но я не об этом говорю. Такой добродетели как "мудрость" Церковь не знает, она знает "смиренномудрие". Это мудрость, которая дается смиренно (да, есть опасность возгордиться) подвизающемуся. Не только священнику, а вообще - любому. Очищение сердца открывает глаза на мир, и мир видится таким, какой он есть. А это и есть мудрость: видеть мир правильно, верно определять источник событий и выбирать нужное решение.
Ты говоришь, что мудрость не даст закоснеть в грехе, но для меня - мудрость в духовном смысле - это результат борьбы с грехом, а не средство. В этом мы с тобой расходимся. Но есть и то, в чем я склонна с тобой согласиться: превозносящийся священник сильнее отталкивает от Бога, чем невоздержанный. А не превозноситься, действительно, помогает способность здраво рассуждать: посмотреть на себя со стороны, учесть все обстоятельства и убедиться, что причин для превозношения нет вовсе. _________________ Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
«Возвышаясь над громадной массой подданных империи по уровню образования и правам, оно тянулось к "образованному обществу"
Вот здесь, мне кажется, заложено глубокое противоречие, которое заставляет священников искать утешение в мирских радостях: в смысле, покушать, школу получше детям, машинку, домик, дачку и т.п. Потому что, с одной стороны, священник должен быть образован, с другой - вся жизнь его протекает в условиях жетской регламентации. Образованный человек не может быть так скован организационной несвободой в своих решениях. А священникам - приходится. И это рождает чувство внутреннего дискомфорта. Я не знаю, как должно быть. Но знаю, что это - неправильно. И что хороший доход толкает в таких ситуациях священников компенсировать этот дискомфорт материальными радостями. То есть то, что я называю невоздержанностью, имеет не столько духовные, сколько душевные, или психологические, корни. Как думаете? _________________ Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
Насколько я поняла из словаря и трудов святых отцов, смиренномудрие больше связано со смирением.
"В Библии под С. [смиренномудрием] понимается отсутствие гордости, стремления возвыситься над другими людьми. Однако С. - не пассивная покорность, но активные, смелые действия. Высокомерный считает себя выше, чем он есть на самом деле, но С. состоит не в чрезмерном самоуничижении, а в последоват. осознании собственного ничтожества и своего положения по отношению к Богу (для Иисуса - в усвоении человеч. природы). С. есть вид искренности, стояние в истине".
Я же говорю о даре рассуждения, о котором архимандрит Иоанн Крестьянкин пишет: "Одно из самых важных и нужных нам дарований от Бога есть дар рассуждения, это и в житейских делах необходимо, а наипаче в духовной жизни".
В своих предыдущих постах я писала о двух видах мудрости. Одна мудрость - это та, которая дается человеку изначально, которая говорит человеку, как мало он знает, и стимулирует его учиться, а не считать себя во всем правым, при условии, что эта способность направлена на добро. Эта мудрость, о которой царь Соломон говорит: "Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери". То есть это средство.
И другая мудрость - та, которая, как ты говоришь, "результат борьбы с грехом" и не только борьбы. Об этой мудрости говорят и Святые Отцы. "Мудрость есть знание Божественного и человеческого" (Климент Александрийский), "Да будут слова твои, как и молчание твое, исполнены благоразумия и мудрости. Слова мудрейших отцов наших были разумны и премудры, подобным было и молчание их (Преподобный Антоний Великий). Царь Соломон говорит в книге Притч: "1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, 2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; 3 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; 4 простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность; 5 послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы". _________________ Не будите во мне зверя - хомячок и так устал!
С чем бы ни было связано смиренномудрие, священник остается священником . Почему ты считаешь, что некоторым быть священником противопоказано? И кому? Не рассудительным от природы? _________________ Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
Думаю, у меня сложилось такое мнение, исходя из опыта личного общения со священниками. Так уж получилось, что за последние 18 лет, с тех пор как я оказалась в церковной среде, приходилось встречать самых разных священнослужителей: и преклонного возраста, и совсем молодых. Кто-то из них прослужил не один десяток лет, кого-то я знала еще до рукоположения, с некоторыми знакома не один год, с кем-то дружу уже много лет "домами", с кем-то состою в родственных отношениях .
А к смиренномудрию по идее надо стремиться любому христианину, безотносительно того, священник он или нет. _________________ Не будите во мне зверя - хомячок и так устал!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах