Добавлено: Сб Янв 12, 2013 12:17 am Заголовок сообщения: Смех и страдания
Семь лет назад я участвовал на одном известном Форуме в дискуссии о том, какова природа смеха, может ли смех отдалить человека от Бога и т.д. Предлагаю снова обсудить эту тему, теперь уже на нашем Форуме.
_________________ Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...
Добавлено: Вс Янв 13, 2013 12:50 am Заголовок сообщения:
Ну раз вы участвовали, дайте и тезисы какие-нибудь .
Навскидку, радость вполне уместное чувство и улыбаться более чем полезно. Посмеяться - тоже, наверное, можно.
Ржать и кататься по полу от смеха - перебор.
Но не является ли манера смеяться в разных людях следствием их характера, темперамента, даже воспитания, возможно, а не степенью его отношений с Богом? _________________ Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
Начать размышления можно со следующего текста.
«Смех... Странный феномен, присущий только человеку и незнакомый остальному животному миру. В чем его суть, где его истоки?
Рождаясь на свет, человек плачет, оглашает мир, в который вступает, криком. Это – крик протеста, нежелание входить в земное бытие. В течение девяти месяцев его развивающаяся душа впитывала только образы, принадлежащие невидимой реальности и, привыкнув к этим идеальным образам, она внезапно увидела себя совсем в другом мире, и он показался ей негостеприимным. Будто угадывая его поврежденность грехом, новорожденный издает жалобный крик.
Но проходит какое-то время, мать дает ему полную молока грудь, молоко оказывается вкусным, он насыщается им, и его кладут в теплой комнате, распеленав, на сухую подстилку. И он вдруг расплывается в улыбке и издает какие-то странные звуки. Это он учится смеяться, это его первый в жизни смех.
Вот истоки смеха. Ребенок, насильно впихнутый в материальное существование, в эту юдоль страданий, вдруг обнаруживает, что в нем есть и светлые моменты, что юдоль не так уж плоха. И он смеется. Его первый смех есть непроизвольная реакция на приятную неожиданность: здесь все-таки можно жить! Этот смех знаменует согласие на жизнь во плоти. И с той поры, сколько бы этот человек ни прожил, его смех всегда будет знаменовать одно и то же: мир не так плох, как казалось. А позади этого открытия всегда будет стоять решимость жить в этом мире и дальше»
.
(Из доклада В.Н. Тростникова «Метафизика смеха», прозвучавшем на XI Рождественских образовательных чтениях).
На мой взгляд, в этом тексте явственен привкус нехристианского отношения к миру. Есть здесь и отзвуки теории "предсуществовании душ" (откуда и получается, что ребенок "втиснут" в материальные рамки). А разве не сразу при зачатии ребенок обретает плоть? Пусть это всего несколько клеточек, но - "вполне материальных". Налицо и отголоски манихейства: мол, всё материальное-то плохо, настолько плохо, что ни в какое сравнение не идёт с однозначно высоким духовным...
В общем, данный текст можно использовать в качестве практического упражнения для изучающих историю Древней Церкви в разделе "ереси и лжеучения".
Мне как-то ближе старое доброе мнение о том, что и радость, и грусть - это эмоции и чувства. Которые могут иметь как положительное, так и отрицательное значение для христианина. Но для человека они вполне естественны. _________________ Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах