Список форумов Форум доступен по адресу http://pravtambov.ru/

Форум доступен по адресу http://pravtambov.ru/

Форум закрыт.
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Элитарность в Церкви
На страницу 1, 2, 3  След.
 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Форум доступен по адресу http://pravtambov.ru/ -> Православие
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
tamb
Администратор


Репутация: +3    

Зарегистрирован: 29.12.2012
Сообщения: 1375

СообщениеДобавлено: Ср Апр 03, 2013 4:15 pm    Заголовок сообщения: Элитарность в Церкви Ответить с цитатой

Речь пойдёт об элитарности христиан и элитарности самого христианства. Это явление во многом обусловлено конкретными историческими условиями, общественно-политическим строем (так, можно вспомнить общий упадок нравственности и духовности начала первого тысячелетия). Однако нас более будет интересовать феноменология восприятия данного явления.
Что думает отдельный человек или целые группы населения по поводу элитарности христианства, или более узко, элитарности Православной Церкви? Как в сознании общественных групп и отдельных их представителей структурируется сообщество православных христиан, существуют ли «оттенки элитарности» у тех или иных христианских групп?
Прежде всего стоит напомнить, что элита — «совокупность носителей наиболее значимых ценностей определённого человеческого сообщества, которые признаются членами этого сообщества личностями, обладающими наивысшей компетенцией в какой-либо одной или нескольких видах деятельности этого сообщества — культурной, религиозной, политической, социально-экономической».
Более того, исследователи считают элиту основным элементом структурирования социального пространства.
Исследователи по-разному оценивают соотношение личных качеств индивида с его местом в той или иной элите. Это соотношение может сильно варьироваться в различных отраслях человеческой деятельности. Но в отношении церковной элиты мы встречаемся с парадоксальной ситуацией. Складывается ощущение, что взаимосвязь между «степенью элитарности» и местом на социальной или церковной «лестнице» вообще отсутствует. Так, мнение отдельных священников — действительных или мнимых старцев — зачастую оказывало гораздо большее воздействие на умы и чаяния православных христиан, чем правящих архиереев Православной Церкви, принадлежащих верхушке элиты.
В этой связи профессор Московской Духовной академии протодиакон Андрей Кураев напоминает о том, что в в истории известны два типа организации религиозных общин. Один из них можно назвать харизматическим. При этом предполагается, что статус религиозного лидера определяется личными дарованиями человека, его особыми духовными способностями. Явным недостатком этой модели является неустойчивость и проблема определения доброкачественности духовного опыта лидера. Ведь благодать Святого Духа невозможно измерить и "пощупать". И состояние духовной "прелести", то есть уклонения от подлинной духовности, может определить только духовно опытный подвижник.
Вторую модель организации религиозной общины принято называть институциональной. Предельно ясно этот принцип выразил Эразм Роттердамский, защищая папский принцип: "Бог излил Дух на тех, кому Он даровал должность". Плюс этой модели также очевиден: устойчивость и стабильность жизни в этой общине. Минус также нетрудно заметить: риск при передаче внешних полномочий потерять искорку духа.
В Православии оба этих принципа совмещаются. Прихожанину нет нужды исповедовать и экзаменовать священника, к которому он обратился за совершением таинства или требы. Христианину достаточно верить, что священник носит в себе благодать Божию независимо от своих личных достоинств или недостатков, и делится он не своим, личным и наработанным, а Божиим. Любой Приходской священник является духовным руководителем своих прихожан. На него возлагается задача учить людей, помогать им советом. Но он не может и не должен брать жизнь прихожан под свой полный духовный контроль.
Однако, когда речь идет о духовном совете, тут снова возникает вопрос о поиске "харизматика", то есть священника с личным духовным опытом — пресловутого "Старца". Это принципиально иной тип духовного руководства, который складывался в монастырях, где были опытные в духовной жизни иноки. При этом послушники и монахи добровольно и сознательно вверяли себя в послушание и полное духовное подчинение старцу. Взаимоотношения строились уже на иной основе: старец мог не только давать советы своим ученикам, но и приказывать, и они должны были беспрекословно ему подчиняться.
Иногда происходит смешение этих двух типов духовного руководства - когда приходские священнослужители берут на себя не свойственную им роль старцев и переносят монашеское послушание на взаимоотношения между пастырем и прихожанами на каком-либо конкретном приходе. Или сами прихожане начинают требовать с обычных священников то, чем они не обладают. Этот может приводить к тяжелым последствиям как для самих этих пастырей, так и для людей, у них окормляющихся.
Мир Церкви, её социально-иерархическое строение, безусловно, является символической системой. И суть власти, усвояемой любым из членов Церкви, так или иначе сводится к символической власти над жизнью и смертью, полномочиями и правом «вязать и решить» Мф. 18:18 то есть отпускать людям грехи, а в более общем плане - власть духовного руководства и отцовства
Во власти как феномене социальной жизни принято различать власть насилия и власть согласия.
Власть насилия: одна из сторон владеет явным или скрытым механизмом воздействия на другую сторону с целью принуждения к несамостоятельному поведению. При этом навязываемая линия поведения может идти вразрез с внутренними желаниями, собственными убеждениями и мировоззрением подчиняющейся стороны.
Власть согласия: зависимая сторона в любой момент может стать независимой. А может сколь угодно долго соглашаться на подчинение, опираясь на феноменологические аспекты: веру в авторитет личности, истинности её слов, репутацию, учитывая сакральные моменты. Всё это можно обозначить применительно в церковной жизни термином «духовный авторитет».

_________________
Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...


Последний раз редактировалось: tamb (Ср Апр 03, 2013 4:17 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tamb
Администратор


Репутация: +3    

Зарегистрирован: 29.12.2012
Сообщения: 1375

СообщениеДобавлено: Ср Апр 03, 2013 4:15 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Под социальным полем принято понимать ту самую связь, которая возникает между субъектами и объектами власти, членами общества, представителями элиты и народом, которая, словно «силовые линии», пронизывает всю нашу жизнь — причём как вертикально, так и горизонтально.
Можно выделить две характеристики для каждой «силовой линии», определяющей взаимосвязь членов общества: сила воздействия и истинность идей, на основе которых эти взаимоотношения строятся. Упоминание истинности весьма важно в свете христианской психологии как научной дисциплины.
Не секрет, что значительная часть любого сообщества отличается низкими уровнем образования и низкими познавательными способностями. И церковное сообщество здесь не исключением. Часто эти люди действуют в рамках сложившихся схем и стереотипов, на любые изменения в окружающей жизни реагируют жёстко, склонны к настороженному восприятию всего происходящего рядом. Для них характерен когнитивный парадокс: недоверие к официальной науке и восторженное, некритичное отношение к паранауке, магическое сознание и мифологическое восприятие окружающей действительности. Для таких людей характерны слишком лёгкие и широкие обобщения по типу детского «все мальчишки — дураки». Часто на основе своего опыта (зачастую — весьма ограниченного) они весьма резко и смело судят о самых сложных явлениях и событиях. Находя в общении с подобными себе (в том числе среди священнослужителей) подтверждение собственной «правоты», у них формируется психология «всезнайства».
Следует заметить, что способность к переработке информации на основе логического анализа и здравого смысла является «медалью о двух сторонах». На одной стороне — субъект с его когнитивными способностями, на другой — окружающий мир, обладающий целым рядом характеристик: сложность, структура, новизна, темп и глубина изменений, тип кодировки информации и т. п.).
Естественно, люди с высоким уровнем когнитивных способностей, образования и развитыми навыками системного анализа оказываются в более выигрышном положении.
Исходя из этого, представителей элиты можно было бы отнести к группе с развитыми познавательными способностями и навыками. Они лучше знают Священное Писание и святоотеческое наследие. А потому - быстрее других реагируют на изменения окружающего мира, способны дать оценку новым явлениям, выявить их духовный смысл, спрогнозировать их влияние на церковную жизнь.
Но недаром мы употребили выражение «можно было бы»... Далеко не всё так просто происходит в нашей непростой жизни. Все мы помним, сколько шума и волнений вызвал вопрос отношения к ИНН — казалось бы, достаточно безобидному цифровому коду... Вместе с тем, налицо игнорирование гораздо более важных проблем — например, лжестарчество, автократизм в церковном управлении, упадок монашества и многое другое...
Главное назначение церковной элиты — тщательный отбор и всесторонний анализ информации, её оценка и доведение до церковного сообщества всех положительных и отрицательных сторон. Необходимо предельно бережное отношение к подлинным традициям, освящённым историей и авторитетом святых Отцов. Если необходимы изменения в церковном устройстве, они должны вводиться максимально осторожно, после предварительных обсуждений и «обкаток» в экспертных сообществах.
В психологии давно известно значение, которое оказывают внесознательные процессы. Известный российский учёный Д. Н. Узнадзе разработал учение об «установке» - базовом состоянии, оказывающем значительное влияние на мыслительную деятельность человека. Обобщённо установку можно представить как принимаемый человеком набор норм и ценностей определённой социальной среды. Этот набор определяет базовые стереотипы мышления и поведения человека. При этом образование, жизненный опыт, духовная работа делают установки более сложными, гибкими и дифференцированными, превращая их из простого источника смыслов в изощрённый инструмент познания реальности.
Любая личность постоянно участвует в двух таких важных социально-психологических явлениях, как социализация и интериоризация.
Социализация — это процесс становления личности через усвоение социальных норм, ценностей, установок и образцов поведения, присущих данному обществу. На первом этапе происходит приспособление индивида к функциям и нормам через социальную идентификацию — осознание своей принадлежности к данной общности. Ярким примером является вхождение неофита в православную традицию через принадлежность к конкретному приходу. Вторым этапом является интериоризация — процесс включения социальных норм и ролей во внутренний мир человека. При этом неофит уже осознаёт православные традиции и правила поведения как свои собственные. В результате складывается целостная система внутренних регуляторов поведения личности: появляется жизненный опыт, способность к оценке и выбору вариантов поведения. При этом человек или стремится следовать принятым в сообществе образцам и нормам, либо, напротив, сознательно выступает против них. Здесь начинают действовать механизмы самореализации, соответствия личностных ожиданий и требований группы к личности.
Важным механизмом развития личности и естественного социального отбора является умение верно отбирать и анализировать информацию, а также адекватность и эффективность её использования. Разумеется, чем более здоровая среда сложилась в социальной группе (например, на приходе), тем более адекватной, умелой и эффективной будет её элита. В церковную элиту должны выдвигаться люди, которые в наибольшей степени преуспели в личном благочестии, пропаганде святоотеческого наследия и противодействия предрассудкам. Напротив, не должны быть на первых ролях активные участники всевозможных заговоров, специалисты по конспирологии и откровенные кликуши.
В церковной общине найдётся место для каждого соответственно способностям, умениям и талантам. Исчерпывающе сказал об этом апостол Павел: «И Бог поставил их в церкви: во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; затем чудеса, затем дарования исцелений, оказание помощи, управление, разные языки» 1Кор.12:28. Как видим, способность к эффективному и правильному управлению также отнесена апостолом к талантам наряду с другими способностями.
Теперь остановимся более подробно на свойствах человека, которые должны способствовать его продвижению в элиту Церкви.
На личностном уровне это следующие свойства:
- личное благочестие;
- адекватность установок, воспитанных на евангельских и святоотеческих ориентирах;
- навыки системного мышления;
- высокая вариативность, гибкость поведения, учитывающая всю сложность жизни ("Для всех я сделался всем, чтобы спасти, во что бы то ни стало, некоторых" 1 Кор.9:22.
_________________
Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...


Последний раз редактировалось: tamb (Ср Апр 03, 2013 4:18 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tamb
Администратор


Репутация: +3    

Зарегистрирован: 29.12.2012
Сообщения: 1375

СообщениеДобавлено: Ср Апр 03, 2013 4:15 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Достойным образцом подлинного элитаризма может служить личность святителя Тихона (Беллавина). Он прошёл сложную школу служения в Америке и Литве, умел находить общий язык с представителями любых социальных и религиозных групп. В сложнейшее для Церкви время революционной смуты он сумел проявить выдающиеся и разнообразные личностные качества: гибкость ума и силу духа, проповедническое искусство и провидческий дар. Это сделало его одним из величайших святителей Русской Церкви, мудрости и высокой духовной силе которого можно восхищаться неустанно.
Большим соблазном для людей Церкви, особенно из новоначальных, является выдвижение в элиту людей, исповедующих чуждые христианству ценности. Чаще встречается мнение о том, что пусть будущий пастырь/иерарх/высокопоставленный деятель от Церкви будет неискусен в каких-то мирских делах, зато обладает крепкой верой и укоренён в святоотеческой традиции. Главным мотивом такого предпочтения, скорее всего, является система ценностей, которая коренным образом отличает членов Церкви от людей «мiрских».
Наличие подобного когнитивного диссонанса очевидно предвидел Спаситель, обращая внимание на разницу внутреннего устроения и внешних поступков человека: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они скажут вам, исполняйте и храните, по делам же их не поступайте: ибо говорят они и не делают» (Матф.23:2-3).
Многие неофиты попадают на эту тупиковую ветвь развития под названием «разочарование», часть из них уходят в другие конфессии, часть вообще отходят от Бога, забывая предостережение свт. Иоанна Златоуста: "Не удивляйтесь, если и пастыри оказываются волками. Ведь именно в беседе с епископами и пресвитерами апостол Павел говорил: "и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно" (Деян. 20:30)". Не найдя подтверждения своим ожиданиям, они экстраполируют собственное представление о глобальной несправедливости на всю вселенную. А. С. Пушкин чётко обозначил это мировоззрение: «нет правды на земле. Но правды нет — и выше».
Последовательно продвигаясь по пути ограничения указанных выше четырёх качеств, т. е. снижая личное благочестие, меняя установки в сторону гедонизма, упрощая поведения и упрощая поведение, это сообщество из подлинной элиты деградирует в эрзац-элиту.
Отличие данной группы от подлинной элиты в утрате внутреннего содержания, определяющего принадлежность к подлинной элите. При этом ценностные ориентации представителей эрзац-элиты не просто отличаются, а во многих случаях противоположны ценностям элиты подлинной. Именно о таких представителях эрзац-элиты с горечью говорил апостол: «Будьте все моими подражателями, братья, и смотрите на тех, которые поступают по тому примеру, какой вы имеете в нас. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь и со слезами говорю, поступают как враги креста Христова; их конец-погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме: они мыслят о земном» (Фил.3:17-19).
В некотором смысле можно говорить о сосуществовании в Церкви параллельных друг другу эрзац-элиты и подлинной элиты. Даже среди двенадцати апостолов Христовых был предатель. Массу примеров даёт нам новейшая история Русской Православной Церкви. Официальные иерархи часто бывали далеко не на высоте, доносили друг на друга, делали двусмысленные заявления, совершая откровенно безнравственные поступки. При этом из среды простых верующих постоянно выдвигались столпы веры, мученики и исповедники, духоносные пастыри и благочестивые миряне.
И всё же утверждение о параллельном сосуществовании эрзац-элиты и подлинной элиты не совсем верно. Иногда эти элиты входят в противоречие и даже открытое противостояние, приводя к возникновению и развитию кризиса элит. Подобные кризисы охватывают и приходскую, и монашескую жизнь, потрясают целые регионы и Поместные Церкви.
Так, во времена иконоборчества главными защитниками православного иконопочитания выступали монахи, чаще всего не имеющие священного сана. При этом они выступали против государственной и церковной иерархии, отстаивая святоотеческие традиции. Напротив, ересь монофизитства распространялась в первую очередь в монашеской среде, церковная же элита пыталась противостоять этому пагубному заблуждению.
_________________
Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...


Последний раз редактировалось: tamb (Ср Апр 03, 2013 4:19 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tamb
Администратор


Репутация: +3    

Зарегистрирован: 29.12.2012
Сообщения: 1375

СообщениеДобавлено: Ср Апр 03, 2013 4:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Подлинная церковная элита и эрзац-элита играют различные роли, поскольку по-разному удовлетворяют свои потребности, имеют различные ценности и движутся к разным целям.
Любая элита прежде всего пытается понять и объяснить жизненные явление, и донести это понимания до широких слоёв населения. Тем самым формируется мировоззрение, образ поведения и система оценок. Именно элита определяет, «что такое хорошо и что такое плохо». Причём если подлинная элита готова встретиться с любыми неожиданностями, эрзац-элита стремится «упорядочить и стабилизировать мир так, чтобы в нём не возникало неуправляемых, неожиданных или незнакомых опасностей». Отсюда стремление обложить всё правилами, канонами, ритуалами и «понятиями». Принцип свободы духа, гениально выраженный блаж. Августином как «Люби Бога и делай, что хочешь», вообще не воспринимается как ценность.
Другая особенность эрзац-элиты — трансформация базовой потребности «давать и получать любовь» в потребность только получать. Трудно не вспомнить замечательную книгу Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута», где дух злобы утверждает, что в его понимании любовь - это желание обладать и желание уничтожить другого, сделав его своею собственностью. В итоге рождается имитация, карикатура на любовь в виде обожания, поклонения, бесконечных здравниц и многолетий. Между тем как истинная любовь «не ищет своего» (1Кор.13:5).
Если у представителей подлинной элиты любовь — это творческий, духовный процесс взаимного обогащения, то у эрзац-элиты ярко выражено стремление к обладанию объектом любви, полного и безоговорочного контроля — как физического, так и морального — над как можно большим числом людей. При этом чувство единения с другими людьми особенно остро возникает у элитарных антиподов перед лицом общей опасности — со стороны действительного или мнимого врага. И если мы видим усиленно культивируемое некими представителями элиты чувство страха перед внешним миром, его …, порождёнными бездуховностью, или перед безнравственным Западом, ставшим олицетворением мирового зла, стоит серьёзно задуматься: а не слепые ли вожди перед нами?
Даже проявление чувства самоуважения у представителей подлинной элиты и эрзац-элиты кардинальное отличается. Ведь эрзац-элита всегда активно стремится к приобретению внешних атрибутов элитарности: званиям, должностям, наградам, упоминанию в СМИ. Она стремится к власти, в крайнем случае сгодится нахождения рядом со власть имущими. При этом форме уделяется гораздо больше внимания, чем содержанию.
Слова Спасителя «Вы — соль земли» (Матф.5:13) обращены ко всем христианам, но в первую очередь — к тем, кто претендует на элитарность.
По А. Маслоу, потребность в самоактуализации — одна из важнейших потребностей. Фактически, это потребность человека достичь всего, на что он способен. Говоря языком христианской психологии, это стремление образа Божьего человека стать подобием Божием, насколько это возможно, реализовать замысел Бога о конкретном человеке. В любой ключевой ситуации выбора перед человеком возникает классическая дилемма: «обладать» или «быть». Обладание предполагает владение, собственность, определённые права. Бытие - категория онтологическая, это сопричастность на основе ответственности. Этот принцип работает и в отношении человека к вещам, другим людям, к природе и даже, как ни странно, в отношении к Богу. Базовая установка на «бытие» или «обладание» становится мощным стимулом и движущей силой поступков человека, определяет его жизненный выбор и духовное развитие.
Именно с этой точки зрения можно описать коренное противоречие между элитой и эрзац-элитой. Стремление «быть» отражает высокий уровень внутренней культуры личности, без него вообще невозможна духовная жизнь как таковая. Ведь для того, чтобы двигаться вперёд, нужна девиртуализация как собственного образа, так и окружающей действительности. Нужно осознать и принять тот простой факт, что «здесь и сейчас» ты не обладаешь тем, чем мог бы обладать. Иначе будет просто некуда идти: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 17:7).
В столь сложной иерархической структуре, которой является Церковь, процесс отчуждения власти может проходить достаточно быстро и легко. Даже в небольших группах, например, на приходах, мнимая или реальная компетентность представляется власти — иерархии, переносится на регалии, её олицетворяющие. Создание дополнительных виртуальных регалий псевдодуховного порядка приводит к имитации духовной жизни, напоминающей ролевые игры. Увы, и в Церкви нередко бывает так, что власть основанная на подлинной компетентности, уступает власти, основанной на регалиях, силе или псевдодуховности.
Увы, столь характерное для псевдоэлиты добровольное подавление самокритичности, самоиронии и глубокого покаянного самоанализа, распространяется, подобно вирусу, на всех последователей и окружение. Описанная Святыми Отцами духовная жизнь принципиально несовместима с базовыми установками на обладание, сулящими высокий общественный статус, материальное благополучие и мнимый авторитет.
Эрзац-элита весьма переменчива, быстро приспосабливается и мимикрирует. Простой народ не рассматривается ею в качестве конкурента, он представляет всего лишь почвой, материалов и поставщиком всяческих благ. Поэтому каналы обратной связи сознательно блокируются, что рано или поздно приводит к кризисам и столкновением с подлинной элитой.
Ориентация эрзац-элиты на сохранение и упрочение любой ценой собственного благополучия препятствует как горизонтальному, так и вертикальному движению. Это приводит к стагнации, от которой страдает всё сообщество: приходы, благочиния, епархии и верующий народ в целом.
_________________
Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
tamb
Администратор


Репутация: +3    

Зарегистрирован: 29.12.2012
Сообщения: 1375

СообщениеДобавлено: Ср Апр 03, 2013 4:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дочитавшим до конца - большой респект! Улыбка
Замечания и критика приветствуются!
_________________
Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Wife
Модератор


Репутация: +3    

Зарегистрирован: 29.12.2012
Сообщения: 1914

СообщениеДобавлено: Ср Апр 03, 2013 10:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сегодня я точно не в силах текст осмысленно прочитать. Тема интересная, надо на свежую голову.
_________________
Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
tamb
Администратор


Репутация: +3    

Зарегистрирован: 29.12.2012
Сообщения: 1375

СообщениеДобавлено: Ср Апр 03, 2013 11:13 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Wife писал(а):
Тема интересная


Думаю, да. Притом малораскрытая. Так что почитайте, пожалуйста, интересно любое мнение.
_________________
Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Wife
Модератор


Репутация: +3    

Зарегистрирован: 29.12.2012
Сообщения: 1914

СообщениеДобавлено: Чт Апр 04, 2013 10:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Прочитала два раза внимательно. И все равно многое не понятно.
Например, считаете ли вы, что харизматики составляют подлинную элиту, а институалисты - эрзац-элиту?
_________________
Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
tamb
Администратор


Репутация: +3    

Зарегистрирован: 29.12.2012
Сообщения: 1375

СообщениеДобавлено: Пт Апр 05, 2013 8:33 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я считаю, что подлинная элита в Церкви обладает следующими качествами:
- личное благочестие;
- адекватность установок, воспитанных на евангельских и святоотеческих ориентирах;
- навыки системного мышления;
- высокая вариативность, гибкость поведения, учитывающая всю сложность жизни;
а самое главное - готова "душу свою положить за овцы", не ищет наград и почестей.
_________________
Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Wife
Модератор


Репутация: +3    

Зарегистрирован: 29.12.2012
Сообщения: 1914

СообщениеДобавлено: Пт Апр 05, 2013 9:09 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Но элита - это, в моем понимании, все-таки для значительной группы название. Те характеристики, которые вы приводите, скорее редки и никакой группе в Церкви не присущи. Значит ли это, что церковная элита - это не общность некая, а скорее рассеяние людей, обладающих этими качествами?
_________________
Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
tamb
Администратор


Репутация: +3    

Зарегистрирован: 29.12.2012
Сообщения: 1375

СообщениеДобавлено: Пт Апр 05, 2013 1:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Wife писал(а):
Те характеристики, которые вы приводите, скорее редки и никакой группе в Церкви не присущи


Ну почему же? Разве иерархи, духовники, благочинные епархий и митрополий не должны соответствовать этим требованиям?
_________________
Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Wife
Модератор


Репутация: +3    

Зарегистрирован: 29.12.2012
Сообщения: 1914

СообщениеДобавлено: Пт Апр 05, 2013 3:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я бы сказала "Хорошо, когда соответствуют".
Но если кто-то и соответствует перечисленных качествам, то это скорее исключение. И нельзя говорить, что они должны соответствовать.

На мой взгляд, перечисленные качества могут быть присущи человеку только в результате его неустанной духовной работы. Но при этом я убеждена, что совместить духовную работу такого уровня ни с одной из перечисленных вами церковных степеней сознательно не возможно. Просто у единиц это получилось разным причинам. А для большинства благочестие - оно не может остановиться в развитии, оно требует все больше и больше внимания человека, его времени и отрешения от других дел кроме молитвы. Поэтому положение человека, в силу должности обремененного многими заботами, приходит в противоречие с личным духовным подвигом. Поэтому многие со святительских кафедр и удалялись в монастыри, как тот же свт. Феофан Затворник. Он не утрачивал ни гибкости в поведении, ни адекватных оценок. Но занимать место в церковной иерархии не мог.

Таким образом, какое-то положение в иерархии может быть только промежуточным этапом в жизни человека, отвечающего указанным характеристикам. Дальше он либо должен уйти, либо начнет регрессировать.
_________________
Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
tamb
Администратор


Репутация: +3    

Зарегистрирован: 29.12.2012
Сообщения: 1375

СообщениеДобавлено: Пт Апр 05, 2013 4:12 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дело не только в том, какое кто положение занимает, пусть и в Церкви. Дело прежде всего в том, кто определяет ценности и смыслы. Простой монах, даже не имеющий священного сана, или простой нищий-юродивый, может влиять на умы больше, чем Патриархи и епископы (как было, например, с преп. Максимом Исповедником, Ксенией Петербургской и т.д.).
Что касается того, что нельзя занимать церковные посты, сохраняя личный духовный подвиг, с этим я не могу согласиться. Есть масса иерархов, которым это удавалось. Кроме упомянутого свт. Тихона, можно, например, вспомнить свт. Филарета (Дроздова).
_________________
Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Wife
Модератор


Репутация: +3    

Зарегистрирован: 29.12.2012
Сообщения: 1914

СообщениеДобавлено: Пт Апр 05, 2013 4:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Если брать монахов и юродивых, то это как раз пример рассеянной элиты.

А если брать иерархию, то никакой "массы иерархов, которым это удавалось" вы не найдете ни в какие времена. Масса - это ведь какая-то группа, настолько большая, что отдельных элементов ее сходу не разглядишь. Но разве есть у нас такие примеры? Например, иерархи первой половины XX века - элита? На мой взгляд, не вполне. Отдельные очень яркие личности - да, от них исходили ценности и смыслы. Но иерархия в целом - очень разная.

Потому я и вижу описанную вами элитарность как качество, не присущее даже потенциально никакой группе. В то время как эрзац-элиту считаю склонной к групповому способу существования.
_________________
Знакомимся в теме "Давайте познакомимся"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
tamb
Администратор


Репутация: +3    

Зарегистрирован: 29.12.2012
Сообщения: 1375

СообщениеДобавлено: Пт Апр 05, 2013 6:57 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Wife писал(а):
Отдельные очень яркие личности - да, от них исходили ценности и смыслы.


Вот это и есть элита. Ей не обязательно в кучку сбиваться.
Что касается конкретных иерархов первой половины XX века, на ум приходят митр. Кирилл (Смирнов), митр. Владимир (Богоявленский), архиеп. Иларион (Троицкий), митр. Вениамин (Федченков), упомянутый свт. Тихон (Белавин) - я не специалист в этом периоде, вообще-то много можно имён назвать.
Тут дело ещё и в том, что святители на Руси, к сожалению, непопулярны. Народ не понимает, что уметь управлять - это большой талант. У нас больше дурачков да юродивых любят...
_________________
Но "неправильные" пчёлы продолжают давать свой "неправильный" мёд...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Форум доступен по адресу http://pravtambov.ru/ -> Православие Часовой пояс: GMT + 4
На страницу 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS